1-09-2005
Никому не под силу описать природу Божественной Любви. Даже самые талантливые поэты неспособны на это. Человек, стоящий по горло в воде, способен говорить. Тот, кто полностью погрузился в воды Божественной Любви, будет не в состоянии рассказать что-либо о своём опыте. Тот же, кто говорит о Боге в этом мире, основывается лишь на своём поверхностном опыте. Человек, полностью наполненный Любовью, не найдёт слов, чтобы описать это Блаженство. Вот почему в Ведах сказано, что Божественность находится за пределами ума и речи.
2-09-2005
Некоторых людей занимают новомодные идеи о Духовном союзе, Духовной мудрости и Отречении (Йоге, Джняне и Саньясе). Что такое Истинная йога? Йога – это контроль над капризами ума. Это управление чувствами. Следует одинаково относиться к хвале и порицанию, к удовольствию и боли. Такой тип Самообладания является Йогой. Что такое Джняна? Видение Одного без второго есть Наивысшее знание (Адвайта Даршанам Джнанам). Осознание Экатма-бхавы, ощущения, того, что Одна и Та же Атма пребывает во всех существах есть Джняна. Истинная Саньяса заключается в преобразовании своих качеств, а не в смене одежды. Должен измениться ум, а не одежда. Истинный Отречённый (Саньясин), – тот, кто достиг господства над всеми чувствами и оставил все желания. Саньясином является тот, кто ищет Стопы Господа, оставив все привязанности к телу, подверженному болезням и разрушению. Он должен одинаково относиться к жизни и смерти, к удовольствию и боли.
3-09-2005
Здоровье является важным условием достижения успеха во всех аспектах жизни, а также для осознания четырёх Идеалов, направляющих человеческую жизнь, таких как: Нравственные принципы, процветание, исполнение приносящих пользу желаний и освобождение от горя. Человек стремится к счастливой и мирной жизни, но счастье и мир невозможно заслужить мирской деятельностью. Тело, стремящееся к здоровью и безопасности, подвержено болезням, разрушению и смерти. Тем не менее, Пребывающий в теле, Истинное "Я", не рождается и не умирает. Тело – Храм Бога. Следовательно, обязанность человека содержать Храм в хорошем состоянии.
4-09-2005
Какой из дней в жизни самый счастливый? Для познавшего Мудрость (Джняни) все дни наполнены счастьем. Счастье является Сознательным внутренним опытом, являющимся результатом исчезновения всех умственных и физических желаний. Чем меньше желаний, тем больше счастья. Следовательно, Совершенное счастье заключается в растворении всех желаний в Абсолютном бытии. Ум не имеет собственной, независимой идентичности. Он - сгусток желаний, вызванных импульсами побуждений. Ткань состоит из нитей. Нить – это пучок хлопковых волокон. Аналогично и желания возникают из основных побуждений, а ум состоит из этих желаний. Подобно тому, как распадается ткань, распущенная на нити, так и ум может быть уничтожен искоренением желаний.
5-09-2005
Жизнь является опытом, цель которого подготовить личность для более высокого, глубокого и более расширенного состояния существования путём осознания результатов своих действий. Цель жизни – достижение полного Совершенства путём Слияния с Абсолютом. Это Преданность Господу, Освящающая всю вашу деятельность. Он - Вечная движущая Сила всей деятельности. Он Тот, Кто побуждает, исполняет, наделяет необходимыми силами и умениями и наслаждается плодами. Поэтому Преданность должна прийти к вам Естественным путём, ибо всё принадлежит Ему, а не вам! Ваш Долг верить в то, что благодаря Ему всё приходит в движение, и черпать силы из этой веры. Подобно тому, как необходим бинт, чтобы защищать рану до тех пор, пока она не заживёт, так и Вера необходима до той поры, пока вы не осознаете Реальность. Вера, общество Благочестивых людей и Священные мысли должны помогать уму, поражённому эго.
6-09-2005
Преданность не должна быть ограничена четырьмя стенами алтарной комнаты, или несколькими минутами, в течение которых вы занимаетесь Медитацией (Дхьяной). Эта Духовная дисциплина (Садхана) должна занимать всё время. Ваша Преданность должна выражаться как Поклонение всем существам, являющимся Воплощением Бога. Видьте Бога в каждом, даже в тех, кого считаете своими врагами. Практикуйте такую открытую Всеобъемлющую Любовь. Как можно испытать счастье, демонстрируя свою любовь и почтение лишь каменному изваянию, которого не затрагивают ни ваши чувства, ни чаяния? Живые существа в ответ выразят вам признательность и благодарность и пожелают всего хорошего. Вы сможете увидеть радость на их лицах. Это дарует вам Удовлетворённость. Если вы не способны научиться любить своих собратьев, то как вы сможете посвятить себя Богу?
7-09-2005
Обычно у слона два бивня. Ум слишком часто бывает сбит с пути истинного необходимостью сделать выбор между хорошим и плохим, превосходным и целесообразным, фактом и игрой воображения. Однако для того, чтобы достичь чего-нибудь, ум должен стать Однонаправленным. Поэтому Господь Ганеша имеет только один бивень, за что его называют Экадантха. Это напоминает каждому о необходимости сохранения Однонаправленности ума.
8-09-2005
Праведное Поведение и Духовная Мудрость (Дхарма и Джняна), два глаза, данные человеку, чтобы обнаружить собственную Божественность. Дхарма указывает путь Истинный, которым должны следовать все индивидуумы, группы людей и общество в целом. Дхарма уничтожает тех, кто её нарушает, и оберегает тех, кто её защищает. В Священных писаниях сказано: «Где Дхарма, там победа». Нет Дхармы выше, чем Истина. Здание Дхармы воздвигнуто на фундаменте Истины. Справедливость (Нийя) – Важнейшая отличительная черта Дхармы. Слава человека, общества или страны сияет, лишь когда соблюдается законность. Подобно тому, как богатство приобретается благодаря профессии, так и Добродетель и Божественная Милость обретаются путём следования Нравственности и Праведности (Нитхе и Дхарме).
9-09-2005
Человек добился огромного прогресса в науке и технологиях. Но в Духовном плане он по-прежнему не в состоянии освободиться от цинизма, ограниченного видения и демонической власти эгоизма, гордыни, зависти и других пороков. Исследуя основную причину такого положения дел, мы обнаружим, что она кроется в эгоизме, пустившем глубокие корни в сердце человека. Он довёл человека до состояния марионетки. Он загрязняет его мысли, слова и дела. Он толкает его к приобретению и накоплению материальных богатств. Он не даёт Истинному Я (Атме) сиять во всю силу. Когда спадёт пелена эгоизма, Атма раскроется, Джняна проявится и наступит Ананда.
10-09-2005
Обычно мы рассматриваем доказательства, полученные путём прямого восприятия (пратьякшу прамаану), как наиболее весомый тип доказательств. Мы способны видеть наше тело и все его части, но, при этом, свой ум не видим. Мы не в состоянии понять Дух (Атму). Умозаключение (анумана) – другая форма доказательств. Мы видим дым на вершине холма вдалеке. Дым даёт нам основания сделать вывод о пожаре на этом холме. Хотя нам виден лишь дым, мы делаем вывод и о существовании огня. Чтобы делать вывод о существовании невидимого, используется доказательство, полученное в результате умозаключения (анумана прамаана). Но такие методы установления фактов применимы только к внешней вселенной. Для того чтобы определить Божественный Принцип, мы должны полагаться только на Шабдха Пранам Вед. Мы верим в существование Атмы, благодаря авторитету Мудрецов, имевших такой опыт, и своим Учением доносящих его до людей. Разговоры о Божественном, как о не имеющем атрибутов, Вечном, Чистом, Свободном и Самосияющем не сделают Бога (Брахмана) видимым для нас. Лишь когда мы испытали Состояние Брахмана, наше существование обретает Ценность.
11-09-2005
Все предметы во Вселенной обладают тремя характеристиками, имеющими Божественное происхождение. Это астхи, бхаати, прийям. Другое название этих качеств – Бытиё, Сознание, Блаженство (Сат, Чит, Ананда). Бытиё объекта происходит от астхи. Благодаря бхаати становится ясным, что являет собой этот предмет, и как он выглядит. О том, что этот объект полезен или приятен, мы узнаём благодаря прийям. Хотя эти три качества имеют фундаментальный характер, формы и имена могут изменяться. Например, серебряная пластина обладает способностью превратиться в другое изделие. Серебро – основополагающее, фундаментальное качество, и ценность предмета определяется не его формой или названием, а материалом, из которого оно сделано.
12-09-2005
Истина (Сатья) осознаётся с помощью Садханы, заключающейся в Дисциплине речи. Праведное существование (Дхарма) осуществляется путём Правильного поведения по отношению к обществу. Человек может достичь Спокойствия (Шанти) Дисциплиной собственного ума. Любовь (Према) находится выше ума, слов и поступков. Мы унижаем её, принимая за манеру говорить, суждения ума или физический признак. Любовь – это Бог, Бог – это Любовь. Постичь Божественную Любовь непросто. Любовь не имеет и капли эгоизма, она не основана на скрытых мотивах.
13-09-2005
Любовь (Према) может исходить только из Чистого сердца. Она похожа на морской компас. При любых обстоятельствах стрелка компаса указывает только на север. Подобно этому Любовь человека в любых обстоятельствах должна быть направлена в Сторону Бога. Только такая Любовь Истинна. Ни удовольствие, ни боль не должны затрагивать её. Она не делает различия между «моим» и «твоим». Любовь должна быть получена только через Любовь, а не какими-либо другими способами.
14-09-2005
В Упанишадах говорится: "Бог – это суть (Расо ваи Сах)". Это значит, что Бог присутствует Везде в Тонкой форме, подобно сахару в сахарном тростнике и маслу в молоке. Хотя получить прямое осознание Бога нелегко, Его Присутствие можно испытать многими способами. Сладость в сахаре, кислый вкус в лимоне, горечь листа маргозы – всё это свидетельствует о присутствии Божественного. Когда вы видите гору, водопад или лес, вы чувствуете себя счастливыми. Всё это свидетельствует о присутствии Божественности. Сияние света, мерцание звезд, яркий огонь солнца, вращающиеся на своих орбитах планеты – все эти явления - суть Проявление Божественности. Понимая природу пламени, вы сможете понять природу огня. Изучая каплю воды, вы придёте к пониманию природы Ганги. Подобно этому, понимая истинную природу человека (маанаватхьям), вы сможете понять Божественность (Дайватхьям).
15-09-2005
Бхагават Гита не просит вас о том, что бы вы сорвали лист, цветок или плод какого-нибудь растения и положили их перед Богом. Она не просит вас о том, чтобы вы принесли воду из колодца, реки или придорожного источника. Лист, который вы должны предложить – это ваше тело, которое, подобно листу дерева, сначала прорастает из ростка, затем увядает и, в конце концов, падает с ветки. Цветок – это Сердце, свободное от страсти, гнева, жадности, привязанности, гордыни, ненависти, и т.п. Плод – это ум, результат сильного стремления, направленного к Богу. Вода – это потоки слёз, вытекающие из глаз человека, пребывающего в состоянии восторженного Блаженства от созерцания Славы Господней. Предлагая все эти четыре вещи, вы проявляете истинное Полное Смирение (Шшаранаагати).
16-09-2005
Бог – Воплощение Любви. Любовь – Его Природа. Каждый должен проявлять любовь подобно тому, как это делает Бог. О Любви (Преме) говорят как о находящейся за пределами речи и ума, как о том, что невозможно описать (анирвачанеевам). Такую Любовь невозможно получить благодаря учёности, богатству или физической силе. Бога, являющегося Воплощением Любви, можно достичь только через Любовь, подобно тому, как увидеть сияющее Солнце можно лишь благодаря его собственному свету. В этом мире нет ничего Драгоценнее Божественной Любви. Бог ничем не ограничен (Гунаатхеета). Следовательно Его Любовь тоже ничем не ограничена. Но человеческая любовь, управляемая качествами (гунами), приводит к привязанности и отвращению. Любовь не должна основываться на ожидании вознаграждения или компенсации. Любовь, основанная на таких ожиданиях, превращает её в коммерческую сделку. Любовь – не объект торговли. Она не кредит, который, получив, надо вернуть. Она изливается самопроизвольно. Такая Чистая Любовь может исходить только из Чистого сердца.
17-09-2005
Творение, которое мы видим вокруг (пракрити) не способно принести нам счастье. Оно меняется каждую минуту. Опыт, получаемый нами во время состояния бодрствования через взаимодействие с пракрити, стирается во время сна. Переживания же, полученные во сне, исчезают после пробуждения. То, что мы переживаем во сне, создано нами самими. То же самое происходит во время состояния бодрствования! Всё, что мы видим, является не чем иным, как плодом нашего воображения. То, о чём мы думаем, и то, что видим, напрямую связано. Цвет очков, которые вы носите, определяет цвет, в котором вы видите все окружающие вещи. Если вы носите красные очки, всё вокруг кажется красным. Если вы носите зелёные очки, все кажется зелёным. Чистые мысли делают мир Чистым. Если вы смотрите на вещи с Сердцем, наполненным Любовью, всё мироздание проявится перед вами как отражение Премы.
18-09-2005
Стремясь улучшить условия жизни, человечество значительно продвинулось в использовании материальных ресурсов Земли. Но оно не открыло для себя путь, ведущий к Внутреннему миру и Удовлетворённости. Зависть и жадность оскверняют отношения между людьми и странами и сдерживают осознание Единства, лежащего в Основе мироздания. Основной причиной такой бедственной ситуации является эгоизм, вызванный самомнением. Каждый пытается завладеть тем, что увеличит его власть и комфорт. В основе ума лежат желания. Когда желания сориентированы на личные потребности, время и усилия растрачиваются впустую, человек пренебрегает своим долгом, тело и способности используются неправильно. Для того чтобы восстановить мир индивидуума и в обществе, ум должен быть Очищен от привязанности к ложному эго.
19-09-2005
Твёрдо верьте, что тело – это место Пребывания Бога, пища – это Подношение Божеству, Которому вы поклоняетесь, купание – это Ритуальное омовение Божественного Духа внутри вас, земля, по которой вы ступаете, – это Его Собственность, Радость, которую вы получаете, – Его Дар, а горе, пережитое вами, – Его Урок о том, как не сбиться с пути. Помните о Нём Постоянно. Многие вспоминают о Боге, только когда горе настигает их. Конечно, в этом нет ничего плохого, хуже искать помощь у тех, кто сам подвержен и горю и печали. Но несоизмеримо лучше Думать о Боге и в горе и в радости, и в мире и в раздоре. Доказательством того, что прошёл дождь, служит сырая земля. Подтверждением Преданности (Бхакти), является Спокойствие (Шанти), которым обладает Преданный (Бхакта). Это Шанти Защищает его от влётов и падений, славы и позора, прибыли и убытка.
20-09-2005
Любовь (Према) – это то, что отдельный человек и весь народ должны взращивать ради продвижения вперёд. Любовь должна трансформировать все отношения – социальные, экономические, образовательные, профессиональные, семейные, религиозные и другие. Отцу надлежит чуть больше любить своего ребёнка, матери – распространять больше любви, детям – уважать слуг. Чувство Равенства и понимание того, что каждый человек Божественен, должны преобразовать поведение общества и отдельного человека. То, в чём нуждается сегодня мир, – это Спасительная и Объединяющая сила Любви, такой Любви, которая Непрерывно Расширяется и охватывает всё больше и больше людей. Отказываясь от ограниченных идей о религии, национальности или касте, развивая широкий взгляд на мир и окружая себя обществом Добропорядочных людей, вы можете Возвысить свою жизнь и наполнить её смыслом и Удовлетворённостью
21-09-2005
Преданность означает отказ от всех других желаний и посвящение всех действий и мыслей Богу. Когда вы предлагаете каждый поступок Богу, это становится Служением. Всё, что вы делаете, должно выполняться как Подношение Богу. Преданность отличается от Служения. Служению присущ элемент эго: «Я служу, Он - хозяин, Он требует моего служения, я нужен Ему». Однако в случае Преданности «Я» стирается. Нет желания получить результаты деятельности. Радость состоит в том, что выполняется действие. Чтобы воспитать в себе подобное чувство Преданности, каждый должен Думать о Боге, Помнить Имя Бога и укреплять Веру в Бога.
22-09-2005
В общем смысле под словом «Дхарма», обладающим множеством смысловых оттенков, понимают такие вещи, как Благотворительность, Хорошие поступки, паломничество, выполнение своих обязанностей и т.д. Однако это относится только к внешним действиям. Дхарма Вечна, Одна и та же для всех и везде. Она отражает значимость внутренней Атмы. Дхарма рождается в Сердце. То, что восходит из Сердца, является Чистой мыслью, которая, будучи воплощённой в действии, становится Дхармой. Истинная Дхарма каждого человека – прилагать все усилия для Реализации Божественности. Дхарма должна вести к Самореализации.
23-09-2005
Любовь – это Форма Божественности. Первым импульсом, идущим от человека, была Према, Божественная Любовь. Всё остальное появилось позже. Каждый новорождённый тотчас проникается любовью к матери. Каждый ребёнок вначале пытается осознать своих мать и отца. Подобно этому каждый человек должен осознать страну, в которой он рождён, и своё культурное наследие (самскритхи). Следует почитать свою страну и культуру как своих родителей. Страна – это мать. Культура – отец. Эта глубокую Истину провозгласил Рама, когда Он заявил: «Мать и родина Величественнее самих небес».
24-09-2005
Природа является великим учителем Духовной истины. Возьмём, например, дерево. Оно растёт и в жару, и в дождь, и летом, и зимой, несмотря ни на что. Оно даёт тень и плоды любому. Ему незнакомы ни ненависть, ни чувство мести к обидчику. Оно не ждёт награды от тех, кому приносит пользу. Каждый должен учиться у дерева такому Бескорыстному Служению и Терпимости. Или, скажем, птица. Она - образец уверенности в своих силах. Птице, сидящей на ветке дерева, не страшны сильные порывы ветра, поскольку она полагается не на дерево, a на собственные крылья. Она знает, что в любой момент сможет взлететь и, тем самым, спастись. Птица всегда счастлива и беспечна, и может полететь, куда пожелает. Птица не беспокоится о дне завтрашнем. Она полностью живёт в настоящем, довольствуясь тем, что имеет.
25-09-2005
Существует две формы Любви. Одна связывает вас с Богом, другая – с миром. Ум отвечает за оба эти состояния. Ум можно сравнить с замком. Поверните ключ направо, и замок откроется. Поверните налево, и он защелкнется. Сердце – ключ к замку ума. Если повернуть ключ в сторону мира, вы получите привязанность и рабство. Повернув его к Богу, вы достигнете Освобождения. Вот почему говорится, что ум – причина как рабства, так и Освобождения человека. Наполненный Мудростью, он делает человека Святым. Невежественный ум приближает смерть.
26-09-2005
С верой в Вездесущность Божественного человек должен совершать Хорошие поступки, думать о Хорошем и посвятить жизнь Духовным практикам. Его слова должны нести Истину. Ожерелья Правдивой речи, серьги внимания Священным знаниям и браслеты Благотворительности – это его украшения. Деньги подобны навозу. Когда его много в одном месте, он загрязняет воздух. Удобрите им почву – и пожнёте богатый урожай. Подобно этому деньги, потраченные на Добрые дела, приносят Удовлетворённость и Счастье.
27-09-2005
Человек обладает способностью развить в себе Чистую Божественную личность. Однако из-за невежества и своенравия человек опустился. Он привязал себя к низким идеалам, и в результате оказался во власти страха и горя. В Упанишадах человеку даётся совет пробудиться и стать хозяином своей жизни: "Поднимись, пробудись и не останавливайся до тех пор, пока не достигнешь цели! (Уттхиштта, Джаагратха, Праапья, Ваараан Нибодхатха!)" Пребывая во сне невежества, человек забыл Истинные ценности жизни. Он стремится только к материальному прогрессу. Покой и процветание воцарятся в мире только в том случае, если человек пробудится и осознает Духовные ценности жизни. Без Духовности даже зрячие слепы, слышащие глухие, умные безумны. Только Духовность даёт человеку Истинное видение и делает его совершенным.
28-09-2005
Человек страстно увлечён богатством, браком, детьми. Всё это, подобно преградам, мешает ему шагать по Духовному пути. Безусловно, деньги необходимы для жизни, и их зарабатывания не избежать. Однако чрезмерное богатство оскверняет ум и делает человека высокомерным. Деньги нужно использовать в Благородных целях, развивая Праведность (Дхарму) и Благополучие, а также выполняя свой Долг на Божественном пути. Если деньги тратить на удовлетворение преходящих желаний, их никогда не будет хватать, а эго будет находить новые, всё более низкие способы их зарабатывания и расходования.
29-09-2005
Вы носите розовые очки, и через них видите весь мир. Стоит исправить своё видение – и мир изменится. Измените себя, и изменится мир. Вы создаёте мир по своему выбору. Вы видите множество, потому что вы хотите увидеть множество, а не Единство. Попробуйте воспринять множество как Единство – вначале семью, затем окружающих людей, государство, народ и, наконец, весь мир. Постепенно расширяйте понятие Единства и придите к состоянию, когда мысли, слова и поступки будут нести глобальный, всеобщий характер. В этом заключается Духовное стяжание Любви (Садхана), ибо Любовь – это Расширение. Человек должен осознать свою Вселенскую Природу и расшириться до космической формы Божественности (Вишварупа).
30-09-2005
Раскройте своё Сердце и сделайте его таким же Благородным, как Сердце Самого Бога. Когда шарик не надут, он плоский. Если начать его надувать, он станет всё больше и больше, пока в один момент просто не лопнет. Начав с понятий "Я" и "моё" и, в конце концов, осознав, что "всё принадлежит мне", "всё это Одно", вы постепенно Расширите своё Видение и Сольётесь с Богом, который Вездесущ. Следует понять Истину о том, что жизнь человека – это Путь от "Я" к "Мы".